Электронное декларирование для украинских чиновников и политических партий: когда запустят и каким оно будет?

Электронное декларирование для украинских чиновников и политических партий: когда запустят и каким оно будет?

С каждым днем в Украине все чаще говорят о запуске финансовых систем отчетности о доходах чиновников и источниках финансирования политических партий — электронное декларирование для украинских чиновников .

Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК) заявляет о готовности запустить систему электронного декларирования для чиновников с 15 августа, а форму для отчета политических партий могут запустить еще раньше.

Напомним, украинский парламент принял закон, в соответствии с которым уже с 1 июля текущего года все политические силы будут финансироваться за счет средств государственного бюджета. Но этими привилегиями смогут воспользоваться не все партии, а лишь те, что смогли в ходе последних выборов набрать не менее 5% голосов избирателей.

Но для того, чтобы партия получила денежную помощь, необходимо сдать отчет об источниках финансирования. По мнению экспертов в ходе такой компании могут выясниться масса интересных деталей, которые станут поводом для возбуждения новых уголовных дел.

Но в ЕС больше ждут другого нововведения – запуска системы электронных деклараций для чиновников, проект которой был разработан совместно с представителями организации ПРООН. Именно старт этой системы и является одним из главных требований для получения Украиной безвизового режима.

Но что же тормозит запуск системы декларирования? Эксперты считают, что «палки в колеса» реформы вставляют недобросовестные чиновники, которые стараются легализировать незаконно полученные доходы. Более того, далеко не всех устраивает предложенная ПРООН система отчетности, ведь она не оставляет шанса скрыть незаконно полученные денежные средства и имущество.

Итак, по мнению главы Центра по вопросам противодействия коррупции В.Шабунина, противодействуют введению прозрачной системы отчетности чиновников многие депутаты. Все мы помним, как вопрос о введении электронного декларирования сначала пытались перенести на год (поправка нардепа В.Мысыка в закон о госбюджете).

Читать далее
Что дадут рекордные инвестиции в оборонную сферу, запланированные на 2016 год?

Далее попытались ввести ограничения по финансовой отчетности родственников, что позволяло бы уходить от ответственности путем смены владельца преступно нажитого имущества, переписав его на дальних родственников. Ну и, наконец, изменили размер стоимости подарков, которые нужно декларировать с 50 до 150 минзарплат.

Существует мнение, что именно после принятия таких законопроектов и открытого блокирования работы НАПК чиновники ЕС и приняли решение об отдельном рассмотрении вопроса о предоставлении безвизовых режимов по Грузии и Украине.

По мнению представителя украинского офиса ПРООН Я.Химстра, именно декларирование поможет контролировать доходы чиновников, выявлять в поданных отчетах и реальном положении дел несоответствие, привлекать таких лиц к ответственности за коррупции. Благодаря предложенной форме декларирования, уже в течение первых месяцев с момента запуска системы будет открыта информация о финансовом и имущественном положении более 1 млн. чиновников разного уровня.

Осталось дело за малым – НАПК должно утвердить форму электронных деклараций. Но эксперты, что принимали участие в разработке системы уверяют: члены НПК вовсе не спешат принимать и утверждать форму декларации. И на то есть свои причины, которые также можно назвать коррупционными. В НАПК работают не просто люди с улицы, у каждого члена агентства свои задачи и свои, незаинтересованные в скором введении системы декларирования покровители.

К примеру, заместитель министра юстиции Н.Севостьянова видит причину задержки запуска системы декларирования в высокой стоимости сервера и защитных программ. Она убеждена, что до 15 августа система заработает, хотя физически запустить ее и разработать эффективную систему защиты информации от взлома будет крайне сложно.

Другие обвиняют в затягивании запуска системы декларирования самих разработчиков из ПРООН, которые якобы не спешат передавать право собственности на разработанную систему контроля за имущественным положением чиновников. Далее нужно обеспечить ее бесперебойную работу и защитить от стороннего вмешательства.

Читать далее
Промокод на скидку

Что касается отчета политических партий о своих источниках финансирования, то здесь ситуация иная. Помимо подачи отчета в электронной форме потребуется дублировать информацию на бумажных носителях (так прописано в законе). Опять же вопрос упирается в приобретении дорогостоящего оборудования и разработке формы подачи финансовой отчетности субъектами избирательного процесса.

Если же партии смогут без проблем пройти процесс отчетности, их ждет вознаграждение в виде финансовой поддержки из госбюджета. В частности, на финансирование шести партий, что сегодня представлены в парламенте, государство готово потратить свыше 442 млн. гривен. По словам А.Кошеля, за последний год БПП потратило на программу 2,8 млн. грн., в то время как по новому закону ей будет выделено свыше 55 млн. грн.

Оцените статью
Электронное декларирование для украинских чиновников и политических партий: когда запустят и каким оно будет?
Щедрость одного из бизнесменов возвела его в ранг лучших боссов